четверг, 13 декабря 2012 г.

Израиль должен обрести полную экономическую независимость



Несколько дней назад в Ашдоде я встретился с группой горожан, в основном – репатриантами из Франции.  Естественным образом речь зашла об экономике: как ускорить развитие именно в этой жизненно важной сфере.


В связи с этим мне вспомнился такой эпизод: в 1956 году, спустя 8 лет после создания государства Израиль, ЦАХАЛ провел на Синае операцию «Кадеш». Международная общественность, прежде всего Англия и Франция, поддержали наши действия.

Операция прошла успешно. В результате между Израилем и Францией сложились очень близкие доверительные отношения. Среди социал-демократов, входивших в состав правительства Франции, было немало евреев, считавших себя искренними друзьями и сторонниками молодого Еврейского Государства. Неудивительно, что к тому моменту, когда я стал пилотом ВВС, мы летали исключительно на французских самолетах. Впрочем, не только в ВВС, но и во всех сферах израильской жизни ощущалось влияние Парижа: по улицам наших городов курсировали французские автобусы, израильтяне покупали французские электроприборы…

В преддверии Шестидневной войны отношения с Францией рухнули. Египетский президент Насер блокировал Тиранский пролив. Израиль отчаянно нуждался в помощи, но именно на том этапе французский президент Де Голль повернулся к нам спиной: объявил нашу страну «агрессором» и наложил на Израиль эмбарго.

Во главе правительства Израиля стоял Леви Эшколь. Позднее министром без портфеля в правящий кабинет вошел Менахем Бегин.

5 июня 1967 года началась Шестидневная война. В 7 часов 45 минут мы вылетели в направлении Синая, чтобы атаковать египетские военные аэродромы. Наши самолеты летели на малой высоте, благодаря чему не были замечены советскими радарами. В течение первых трех часов мы без перерыва атаковали 10 египетских военных аэродромов. Примерно к полудню было ясно: мы победили.

К исходу второго дня войны авиация Египта потеряла 309 самолетов и вертолетов, в том числе все 30 бомбардировщиков дальнего радиуса действия ТУ-16.

В тот же день сирийская авиация атаковала израильский военный аэродром близ Мегидо, где уничтожила несколько макетов. Затем наши самолеты  атаковали сирийские аэродромы. К концу первого дня войны было уничтожено 60 сирийских самолетов. ВВС Иордании атаковали нашу военно-воздушную база в Кфар-Сиркин, уничтожили транспортный самолет. Мы в ответ атаковали иорданские военно-воздушные базы, и к концу второго дня войны Иордания потеряла 40 самолетов. Несмотря на то, что египетская авиация располагала самолетами, которые по своим технико-тактическим показателям превосходили израильские, в воздушных боях было сбито 50 МИГов. Израиль не потерял ни одного «Миража». Блестящая победа наших ВВС предопределила исход войны. 

Вместе с тем, с моей точки зрения, главным результатом Шестидневной войны стал тот факт, что Израиль осознал: мы не можем позволить себе зависеть от милости каких бы то ни было зарубежных государств. Во всем, что касается обороны, мы должны полагаться только на самих себя. Именно после Шестидневной войны появляются первые израильские гиганты оборонной промышленности: «Эльта», концерн «Авиационная промышленность», «Рафаэль»… Государство стало вкладывать в эти предприятия миллионы долларов – лишь бы в сфере защиты мирных граждан Израиль ни от кого не зависел!

Результат налицо: сегодня Израиль является одним из восьми государств мира, спутники которого постоянно находятся в космосе, отслеживая все передвижения наших врагов – реальных и потенциальных. Мы располагаем мощным военным флотом, танками, артиллерией и самыми современными вооружениями наступательного и оборонительного характера, включая «Железный купол». Единственное, чего нам так и не удалось, - создать собственные самолеты-истребители. Производят их считанные государства – США, Россия, Франция, Индия и Китай.  

В свое время, в 80-е годы, я, будучи кадровым офицером ВВС ЦАХАЛа и инженером-электронщиком, отвечал за электронику национального проекта «Лави», в рамках которого мы работали над созданием собственного истребителя.  Наша команда достигла потрясающих результатов, но в 1987 году, когда мой отец был премьер-министром, проект закрыли: администрация Белого дома угрожала Израилю прекращением любой денежной помощи, включая и ту, за счет которой финансировался наш проект.

Для меня это стало разочарованием, но именно тогда я не просто осознал – прочувствовал на собственном опыте: для того чтобы Израиль ни при каких обстоятельствах не утратил экономической и технологической независимости, необходимо начать ускоренными темпами развивать отечественный хайтек. Во-первых, на основе прогрессивных высоких технологий рано или поздно мы модернизируем свои ВВС. Во-вторых, на базе достижений хайтека можно обеспечить надежную оборону.


В 1987 году я вышел на гражданку. С тех пор занимаюсь продвижением хайтека. В основе отрасли высоких технологий – уникальный человеческий материал, светлые еврейские  мозги, главное – с умом их использовать. В армии я научился работе в команде. Мне всегда удавалось быть справедливым и в то же время строгим командиром, прежде всего за счет того, что с офицерами и солдатами я общался на равных. Я не только учил, но  никогда не стеснялся  учиться у других. В военно-воздушных силах я набрался бесценного управленческого опыта, который пригодился мне на гражданке. С другой стороны, после демобилизации многому пришлось учиться заново, например – маркетингу и работе с клиентами. Поначалу я ощущал, что «пробуксовываю», но в конце концов научился и этому: в хайтек я перешел из ВВС, отличающихся от всех других родов войск тем, что к штурвалу самолетов допускаются только отличные пилоты. Вот и на гражданке стараюсь достигать только отличных результатов.

Меня часто спрашивают, был ли переход из армии в хайтек сложным? Знаете, в армии все относительно просто: когда по территории военной базы шагает офицер – его погоны и «крылья» сами говорят за себя. Любому сходу ясно, кто ты и что ты. На гражданке, особенно в хайтеке, все расхаживают в джинсах и футболках. И только если ты действительно талантлив и обладаешь выдающимися организаторскими способностями, тебя заметят и выделят из толпы. Если же время идет, но тебя по-прежнему никто не знает и в толпе не выделяет, значит, в хайтеке тебе делать нечего.

С моей точки зрения, в ближайшем будущем хайтек станет ведущей отраслью израильской экономики. Нет у нас иного выхода, кроме продвижения инноваций, предложенных светлыми еврейскими мозгами. Какую еще отрасль можно развить в стране с населением порядка 8 миллионов и площадью 20 тысяч квадратных километров?!  Единственное, чем мы реально располагаем, - это уникальный «человеческий материал», костяк которого, к слову, составляют выходцы из стран СНГ и дети репатриантов, получившие образование уже в Израиле.

Хайтек позволит Израилю обрести полную экономическую независимость, причем - навсегда. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий