среда, 30 июля 2014 г.

"Несокрушимая скала": асимметричное стратегическое равновесие



Предлагаю вашему вниманию статью военного пилота и командира, генерал-майора в отставке Амоса Ядлина директора Института исследований национальной безопасности Тель-Авивского университета. Будучи знакомыми с моей точкой зрения, вы прекрасно понимаете, что далеко не во всем она совпадает с позицией автора, но содержащийся в статье анализ явно представляет интерес. 

Асимметричное стратегическое равновесие 

После почти трех недель военного противостояния между Израилем и террористическими организациями в секторе Газа, в ходе которого порядка 1500 реактивных ракетных снарядов взорвались в наших городах и поселках и ЦАХАЛ осуществил около 3500 ударов с воздуха по Газе, между Израилем и ХАМАСом воцарилось стратегическое равновесие, хотя и асимметричное. 

"Асимметричная ничья" является важным понятием, отражающим стратегическую ситуацию Израиля. Нынешняя асимметрия обусловлена прежде всего тем, что ХАМАС действует по правилам террористической организации, ведя беспорядочный огонь по мирным жителям, в то время как Израиль, подчиняющийся международному праву, ограничивается только ударами по военным целям и всячески пытается избежать жертв среди мирных жителей Газы.  

Вторая точка асимметрии связана с целями конфронтации и критериями того, что можно назвать победой. ХАМАС может утверждать, что он нарушил спокойную жизнь гражданского населения по всему Израилю, причинил ущерб экономике и международным отношениям и при этом не был побежден. Учитывая асимметрию военного потенциала, ХАМАС может считать не-поражение своей победой. Ему спроектировать картину победы легко: достаточно показать всему миру израильтян, лежащих на обочине шоссе, когда сирены предупреждают о  ракетном обстреле, и снимки погибших солдат на первых полосах израильских газет. Израилю, напротив, нужно нанести по ХАМАСу тяжелейший удар, чтобы достичь своих стратегических целей.  

С другой стороны, Израиль обладает неизмеримым качественным преимуществом в сфере вооружений по сравнению с теми, которые  доступны ХАМАСу, а значит, и  способностью к наращиванию кампании - эту прерогативу ХАМАС уже потерял.  

Асимметрия усугубляется еще и потому, что ХАМАС возобновил свою террористическую деятельность после того, как вручил ответственность за сектор Газа администрации ПА и вошел в правительство "технократов". Внутренний баланс в ХАМАСе сместился в пользу военного крыла, которое закрепило за собой ​​статус доминирующего элемента.  

Оборонительная стратегия 

Обе стороны преуспели в оборонительной стратегии. Израиль поразил ХАМАС и мир в целом своей способностью почти полностью отразить системой ПРО "Железный купол" ракетные обстрелы ХАМАСа. Благодаря сильной разведке и эффективным оперативным действиям, Израиль сорвал самые страшные "сюрпризы" ХАМАСа, особенно теракты с большим количеством пострадавших и похищения через туннели, ведущие на нашу территорию. ХАМАС сосредоточен на защите своего военного крыла и политического руководства, которое скрывается под землей в армированных бункерах, сооруженных под гражданскими объектами. 

Как ни странно, "железным куполом" военного крыла ХАМАСа стало гражданское  население Газы. Его – в нарушение международного права – ХАМАС выталкивает на крыши домов, расположенных в непосредственной близости от своих огневых точек и командных пунктов.  

Готовность к конфронтации 

ХАМАС хорошо подготовился к нынешнему раунду. Похоже, он основательно изучил стратегию ЦАХАЛа и инструменты операций 2009-го и 2012-го года и разработал системную реакцию на них. 

ЦАХАЛ, который не инициировал текущую конфронтацию, был втянут в нее, не имея  четкой стратегии, не нанеся первым эффективного удара, без новых идей проведения операции и без достаточного понимания тактики врага. Израиль предполагал, что стоит повысить интенсивность ударов с воздуха, как ХАМАС будет вынужден отступить подобно тому, как это происходило в предыдущих раундах.  

Тем не менее, отказ от ответственности за гражданский и политический фронт развязал ХАМАСу руки: он игнорировал удары Израиля по "государству Газа" и   полностью сконцентрировался на наступлении. Эти изменения в подходе ХАМАСа пока не осознали в ЦАХАЛе. Там подсчитывали авиаудары вместо того, чтобы сконцентрироваться на ликвидации командиров военного крыла и арсеналов оружия. ЦАХАЛ цеплялся за стереотип "еще один раунд" и снизил применение силы, вместо того чтобы на ходу изменить парадигму и отнестись к нынешнему вооруженному конфликту совсем не так, как к предыдущим.  

Достижение целей 

На момент написания этой статьи (27 июляприм. переводчика) стратегические цели операции достигнуты не были. Израиль до сих пор не сформулировал системный подход и не выбрал соответствующие наступательные оперативные средства для достижения своих стратегических целей.  

Израиль был вынужден действовать, чтобы выйти из стратегического тупика. Однако ВВС не удалось реализовать даже скромные цели операции, сформулированные премьер-министром: восстановление спокойствия и сдерживающей силы, нанесение тяжелого удара по военному крылу ХАМАСа. Предназначение ограниченной сухопутной операции - уничтожение туннелей, поэтому она также не изменила ситуацию кардинально. Этап операции, который в значительной степени нейтрализует стратегический потенциал ХАМАСа и не позволит ему нагнетать обстановку, очень важен, но ни в коем случае не достаточен. Выживание военного крыла ХАМАСа – это достижение, которое позволило ему не только продолжать запускать ракеты по гражданским объектам, но даже сорвать гражданское воздушное сообщение Израиля.  Наземная операция, какой она видится на сегодняшний день, не повысила устрашающую силу ЦАХАЛа, она скорее ориентирована на оборону и не отмечена творческим подходом, в  то время как ХАМАС четко усвоил уроки, извлеченные из предыдущих раундов.  

Является ли недостаточный удар по военному крылу ХАМАСа результатом недостатков в деятельности разведки? Или нерешительность ЦАХАЛа вытекает из оправданного беспокойства не причинить вреда мирному населению? Или цель операции – сохранить ХАМАС ответственным за сектор Газа - просто некорректна? 

Важность легитимности 

Израиль пользуется относительно высокой степенью легитимности среди своих союзников и даже в арабском мире. Законность действий ЦАХАЛа вытекает из отказа ХАМАСа принять в первые дни операции предложение израильского премьер-министра по формуле "спокойствие в обмен на спокойствие", а также ​​отказ принять предложение Египта о прекращении огня и та шумиха, с которой ХАМАС нарушил гуманитарное прекращение огня. Не только президент Обама и канцлер Германии Меркель поддерживают право Израиля на самооборону от ракетных обстрелов, направленных против гражданских лиц, - министр иностранных дел Египта объявил  ХАМАС ответственным за гибель гражданских лиц в Газе в связи с его отказом одобрить соглашение о прекращении огня, принятое Израилем.  

Тем не менее, хотя Израиль добился понимания среди лидеров Запада, он не пользуется поддержкой международной общественности, насмотревшейся фотографий убитых мирных жителей и разрушений, которые поступают из сектора Газа.  После того как были растиражированы снимки, сделанные во время гуманитарного прекращения огня, давление общественного мнения на Израиль усилилось и стало предметом рассмотрения правительства, хотя и не в такой степени, как во время предыдущих вооруженных конфликтов.  

Региональный аспект - риск и возможности 

До сих пор прогнозы относительно эскалации в масштабах региона  оказались необоснованными. Демонстрации арабов в Израиле и на Западном берегу в первые две недели с начала операции не превысили масштабов аналогичных акций во время двух предыдущих операций. С третьей недели появились признаки усиления беспорядков, а вместе с ними – и погибшие на Западном берегу. Тем не менее, в силе остается предположение, что Аббас и администрация ПА в Рамалле не стремятся к третьей интифаде: им это обойдется слишком дорого.  

Несколько ракет, выпущенных из Ливана и Сирии, не стали первыми залпами на втором фронте – Израилю удалось провести черту между югом и севером. Ракеты были выпущены небольшой террористической организацией палестинцев, не способной открыть второй фронт. Ни "Хизбалла", впутавшаяся в борьбу джихадистов в Сирии, ни Асад не откроют второй фронт от имени ХАМАСа, который два года назад отказался от радикальной проиранской "оси зла". Переговоры с Ираном по ядерной программе, которые были расширены на прошлой неделе, также не закончились кризисом или "плохой сделкой", так что внимание Ирана отвлечено от Израиля. Кроме того, кризис обнажил, что в регионе у Израиля немало союзников с общими интересами. Тот факт, что Израиль, Египет, ПА и государства Персидского залива (за исключением Катара) не поддерживают ХАМАС и его союзников, открывает возможности для дипломатической и финансовой деятельности, направленной против ХАМАСа.  

Рекомендации 

Изменить главный посыл относительно того, что ХАМАС необходимо сохранить в качестве ответственного за Газу. Этот посыл причиняет многократный ущерб: он предотвращает мощный удар по ХАМАСу и его свержение; он побуждает ХАМАС продолжать войну, не расплачиваясь за это гибелью своих командиров; в долгосрочной перспективе он предотвращает восстановление ПА как доминирующей силы в секторе Газа.  

Предположение, что если ХАМАС падет, его сменят еще более радикальные группировки, требуется тщательного анализа. Какая террористическая организация может угрожать Израилю больше ХАМАСа, ракеты которого долетают до населенных пунктов к северу от Хайфы? Кто еще  может прокопать десятки террористических туннелей? Пора переосмыслить прогноз относительно апокалипсиса и "глобального цунами джихада", который не реализовался в прошлом ни в Афганистане, ни в Ираке, ни на Синайском полуострове, ни на Голанах.  Любой радикальной организации, которая захватит контроль над сектором Газа в случае падения ХАМАСа, придется потратить много лет на строительство террористической инфраструктуры, которую ХАМАС уже построил. 

Продолжение военного давления – как с воздуха, так и на земле, чтобы причинить военному крылу ХАМАСа необратимый ущерб. Как только мы избавимся от предположения, что ХАМАС должен быть сохранен как ответственный за Газу, нужно сосредоточить внимание на расширении военной операции, чтобы нанести серьезный удар по военному крылу: оно препятствует прекращению огня и должно быть ослаблено. Ввод в сектор Газа сухопутных войск уже привели к некоторым достижениям: обнаружение и уничтожения туннелей, ограниченный ущерб военному крылу ХАМАСа и взаимодействие, поднявшее разведку на качественно новый уровень.

Тем не менее, наземная фаза операции не маневр, цель которого – вывести  противника из равновесия. Кампания должна продолжаться! Надо усилить удары по тем районам, из которых ХАМАС стреляет и в которых наблюдается его значительное военное присутствие. Неожиданные маневры, окружение, уничтожение ракетных пусковых ракетных установок, а также разведка должны принудить главарей ХАМАСа к мысли, что прекращение огня предпочтительнее продолжающихся боевых действий. Он должен почувствовать, что петля на его шее затягивается.  

Действовать с прицелом на стратегические интересы Израиля 

Если военная кампания против ХАМАСа зайдет в стратегический тупик, это ослабит Израиль во многих других сферах. ХАМАС слабый враг. "Хизбалла" располагает гораздо большим количеством ракет с другими боеголовками, это гораздо более точные ракеты. Дамаск и Тегеран тоже будут изучать результаты нынешней кампании. Надо отметить, что каждая арена имеет свои особенности, и сдерживающая сила Израиля по отношению к государствам гораздо более эффективна, чем по отношению к террористическим организациям. Однако если четвертая по счету  кампания затянется и не принесет результатов; если ХАМАС сохранит свой военный потенциал, потому что он защищен гражданским населением, и останется у власти - все эти факторы повлияют на окончательный баланс сил. Впоследствии это может крайне тяжело сказаться на Израиле в случае возникновения конфликтов на других фронтах, гораздо более сложных, чем сектор Газа.  

Системным обоснованием действий ЦАХАЛа должен быть посыл, что ХАМАС должен заплатить неизмеримо высокую цену, причем не только инфраструктурой, но, прежде всего, ключевыми компонентами - руководством и высшим военным командованием, а также невозможностью новых нападений на государство Израиль.

Как обеспечить длительное затишье?

Ни операция "Литой свинец", ни "Облачный столп" на создали эффективных механизмов для предотвращения последующего наращивания военной силы ХАМАСа. При разработке механизмов по окончании операции  важно понимать, что если не предотвратить наращивание ХАМАСом военной мощи, следующий раунд насилия неизбежен. Сдерживание Израиля по отношению к "Хизбалле" оказалось чрезвычайно эффективным благодаря нескольким факторам: удар, нанесенный по "Хизбалле" в 2006 году, намного превзошел то, чего ожидал Насралла; ответственность за дальнейшие действия "Хизбаллы" возложена на государство Ливан. Межэтническая напряженность в Ливане по-прежнему ощущается, но, будучи государством, Бейрут вынужден сдерживать "Хизбаллу", так как она является политической партией и ее представители заседают в парламенте.  

Сдерживание Израиля по отношению к ХАМАСу было недостаточно эффективным и не обеспечивало длительного периода спокойствия. Поэтому важно гарантировать, чтобы  реабилитация ХАМАСа шла очень медленно, а лучше – чтобы он вообще не реабилитировался. Египет в настоящее время эффективно предотвращает контрабанду с Синая, в регионе есть и другие арабские государства, настроенные против ХАМАСа, – эти факторы должны быть учтены в договоренностях, которые будут заключены после окончания операции "Несокрушимая скала". Израиль должен добиться права пресекать производство ХАМАСом стратегических вооружений, включая ракеты.  

Политический горизонт 

Вразрез с клишированной фразой, что военными средствами терроризм не одолеть,  Израиль доказал, что его армия он способна справляться с системной террористической угрозой. Тем не менее, политическое решение всегда предпочтительнее. Долгосрочным политическим решением для сектора Газа является продолжающееся ослабление ХАМАСа – в экономическом, политическом и военном отношении - и создание лучших политических альтернатив для палестинцев и Израиля. За последние два года ХАМАС был политически и финансово ослаблен. Если после операции "Несокрушимая скала" он ослабнет в военном отношении, можно будет  вместе с Египтом, умеренными арабскими государствами и международным сообществом вернуть администрацию Палестинской автономии в Газу, обеспечить там ускорение экономического развития и постепенно снять блокаду. Профилактика дальнейшего военного укрепления ХАМАСа и демилитаризация сектора Газа станут  ключевыми факторами в стабилизации ситуации на южной границе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий