понедельник, 25 мая 2015 г.

Видение Жаботинского


Предлагаю вашему вниманию речь моего отца Ицхака Шамира ז"ל на конференции движения "Херут", которая состоялась в Лондоне 2 июня 1985 года, 30 лет назад.

На этой неделе израильская армия покидает Ливан. Оценивая результаты операции "Мир Галилее", мы можем сказать, что ее главные цели были достигнуты. Организация освобождения Палестины повержена, ее боевики разбежались врассыпную. Ее инфраструктура разрушена; арсеналы ее оружия захвачены. В течение трех лет люди в Кирьят-Шмоне, Маалот и Нагарии живут нормально. Никаких "катюш", детям не приходится ночевать в убежищах.

Мы полны решимости и впредь поддерживать там спокойствие. Мы уверены, что большинство ливанцев - христиане и мусульмане, не хотят, чтобы ООП вернулась в их страну. Мы надеемся, они будут достаточно сильны, чтобы не допустить повторного использования своей территории в качестве плацдарма направленных против нас террористических атак. В течение многих лет Египет, Сирия и Иордания не допускают, чтобы ООП создавала свои базы на их территории, - и Ливан должен поступить точно так же.

Несколько недель назад сионистскому Ревизионистскому движению  исполнилось 60 лет. Учредительная конференция состоялась в Париже 25 апреля 1925 года, но значительная часть нашей ранней истории связана с Лондоном. Здесь Жаботинский жил  и работал в течение многих лет. Здесь был основан Еврейский легион. Здесь появилась Декларация Бальфура. Здесь находилось Министерство по делам колоний. Здесь велась главная борьба с его политикой. И здесь Жаботинский представил наши принципы британской Королевской комиссии.


Каким было видение основателя нашего движения и мечта его первых сторонников? Какие политические цели были поставлены? На первой конференции, шестьдесят лет назад, цель была сформулирована следующим образом: "Задача сионизма -  постепенное превращение Палестины в еврейское государство, то есть в  самоуправляющееся государство под эгидой еврейского большинства ". Ожидалось, что с помощью британских мандатных властей мы достигнем еврейского большинства. Когда стало ясно, что такой помощи не последует, Жаботинский вступил в борьбу за создание еврейского государства. Он был убежден: появление государства автоматически приведет к тому, что евреи станут здесь большинством. Он был прав.


За пятнадцать лет, на протяжении которых Жаботинский лично возглавлял движение, он смог привлечь сотни тысяч единомышленников по всему миру, в основном в Европе, в том числе в  Англии; он изменил ментальность целого поколения, еврейский народ проникся новым духом.  

Жаботинский предвидел, что над Европой сгущаются черные тучи, и призывал к эвакуации европейского еврейства на Землю Израиля. И хотя его предложение не было принято лидерами того времени, десятки тысяч евреев вняли его призыву, услышали его предостережения о приближении бури и уехали в Палестину – законным и незаконным путем.

Когда сегодня, спустя шестьдесят лет после основания движения, мы анализируем создавшуюся у нас ситуацию, мы можем сказать, что значительная часть изначальных политических целей ревизионизма стала реальностью.

Нам посчастливилось жить в независимом суверенном Еврейском государстве, в котором преобладает значительное еврейское большинство.

Сегодня в Эрец Исраэль еврейское большинство очень существенно. Когда движение было основано шестьдесят лет назад, в Стране  было 122.000 евреев, которые составляли лишь 20 процентов   общей численности населения и менее одного процента мирового еврейства. Сегодня нас, слава Всевышнему, три миллиона шестьсот тысяч - 65 процентов общей численности населения в стране и 25 процентов мирового еврейства. Мы помним жаркие дебаты в 20-е - 30-е годы о том, сколько евреев способна принять Палестина.  Вопрос ставили следующим образом: сколько еще евреев могут приехать в Эрец Исраэль, прежде чем мы достигнем точки насыщения. В свое время кто-то здесь, в Лондоне, предположил:  Палестина уже переполнена до такой степени, что яблоку негде упасть.

Еврейское государство значительно укрепило свою оборонную мощь и обеспечивает безопасность своих граждан. Ветераны движения наверняка вспомнят знаменитую статью Жаботинского "О железной стене", в которой он проанализировал исторический опыт заселения разных стран и предложил защитить еврейское поселенческое движение в Эрец Исраэль железной стеной – имелся в виду оборонительный военный щит. Сегодня у нас есть и он. За 37 семь лет Еврейское государство стало сильнейшей страной в регионе. Наша армия, флот и военно-воздушные силы исключительно качественны.  Сегодня ни одно арабское государство или альянс арабских стран не решится всерьез рассматривать возможность развязывания против нас новой войны. Они, конечно, продолжают укреплять свои армии и покупают оружие на Востоке и на Западе. Но они также знают, что и мы не сидим, сложа руки, следовательно, опции развязывания войны действительно ограничены.

Мы прочно обосновались на всей земле Израиля и продолжим строить и развивать города и поселки в Иудее, Самарии, Газе и на  Голанских высотах. Мы считаем немыслимым, что евреям может быть отказано в праве жить в любой части Эрец Исраэль, особенно в тех районах, которые связаны с истоками нашего народа и нашей цивилизации.

Недавно мы отпраздновали День Иерусалима – 18-летие освобождения и воссоединения города, который сейчас является столицей государства, сердцем и душой еврейского народа. Важно отметить, что сегодня Иерусалим - крупнейшим город  Израиля с самым большим населением. Шестьдесят процентов жителей Иерусалима поселились в городе после 1967 года - они никогда не знали и не видели Иерусалим разделенным.


Кроме того, несмотря на большие экономические трудности, вызванные отсутствием полезных ископаемых, значительными  расходами на оборону и той ценой, которую мы заплатили в последние годы за мир (с Египтомприм. переводчика), в экономическом развитии нашей страны достигнуты впечатляющие  успехи.  К сожалению, нам пока не удалось реализовать часть концепции Жаботинского в социальной сфере, включая введение  обязательных третейских разбирательств, которые могли бы устранить или уменьшить недовольство в обществе социальной политикой.

Никакой обзор достижений движения Жаботинского с момента его основания не будет полным без учета семи лет нашего пребывания у власти, начиная с 1977 года. Жаботинский, конечно, не мог знать, когда именно возникнет государство, и когда мы будем избраны, чтобы управлять им, - но мы всегда знали, что и первое, и второе неизбежно. За годы нашего пребывания у власти безопасность Израиля укрепилась. Иерусалим, с юридической точки зрения, стал нашей столицей, в состав государства были включены Голаны. Мы построили порядка 150 городов и поселков в Иудее, Самарии и секторе Газа и множество - в Галилее.

Мы продолжили и усилили борьбу за советских евреев и инициировали доставку эфиопских евреев на Землю Израиля. Мы ввели всеобщее бесплатное образование - вплоть до получения аттестата зрелости. Мы построили десятки тысяч единиц жилья для новых репатриантов, молодых семейных пар и демобилизованных солдат. Проект обновления позволил нам проложить путь к социальной революции.

Восемь месяцев назад мы инициировали ряд мер, которые привели к сформированию правительства национального единства, основанного на паритете между двумя ведущими партиями. Естественно, в его основе - определенный компромисс, который сравнивают с достигнутым 50 лет назад соглашением между Бен-Гурионом и Жаботинским. Мы сделали это ради нашего народа и будущего нашей страны, и приложим все усилия к сохранению этого правительства. Совершенно очевидно, что единство не означает единообразие, и внутри этого правительства существуют легитимные различия. Мы в  "Ликуде" по-прежнему придерживаемся принципов Жаботинского, которыми руководствовались всю жизнь. Время от времени возникают конфликты, но я надеюсь, что во имя народа они не нарушат это  единство, прежде чем мы достигнем целей, которые поставили перед собой.

Тем не менее, отмечая шестидесятилетие движения, мы не только оглядываемся на жаркие идеологические сражения, тяжелейшую борьбу за продвижение наших идеалов и на наши достижения. Мы должны смотреть вперед, чтобы увидеть то, что еще предстоит совершить, и таких задач очень много.

Нам нужен мир, нужен экономический рост, и мы должны поддерживать оборону и безопасность. Но, прежде всего, нам нужны люди. На самом раннем этапе нашего движения Жаботинский призвал к массовой репатриации в Эрец Исраэль не только потому, что европейскому еврейству грозила опасность,  но и оттого, что это отвечало национальному интересу – добиться на Земле Израиля еврейского большинства. Сейчас мы должны сохранить это еврейское большинство, и мы мечтаем однажды увидеть, что в Эрец Исраэль собралось большинство еврейского народа.

Во всем мире наше движение должно быть в авангарде борьбы за алию ради Израиля, за будущее нации, за качество еврейского народа, который сегодня разъедает ассимиляция.

Давайте скажем громко и ясно: сионизм – это алия, а алия – это  сионизм. Настал час сказать еврейским общинам в свободном мире, что Израиль – это не только убежище для евреев, оказавшихся в бедственном положении в Советском Союзе или в Эфиопии, или в Сирии. Израиль - дом каждого еврея, включая тех, кто живет в  свободном мире.

С момента своего создания в Париже наше движение проделало  долгий путь. Мы подали великолепные идеи, мы оказали влияние на несколько поколений представителей своего народа. Мы продемонстрировали лидерство в сфере идей и действий и сыграли ведущую роль в освобождении нашего народа. Мы знаем, что в Израиле и на мировой сионистской арене многие задачи и вызовы по-прежнему ожидают решения, и я уверен, что мы победим. Огромная вера Жаботинского в созданное им движение была полностью оправданной.


Вот что он сказал американской прессе через десять лет после основания движения: "Я считаю, что ревизионизм неизбежно станет  доминирующей силой в сионизме. Французский философ Алексис де Токвиль писал о движениях, появившихся волею провидения. Их  характерной чертой является то, что, в конечном счете, они побеждают всегда, независимо от того, одержали они победу или потерпели  поражение. Ревизионизм является таким провиденциальным  движением".

Мы победим и продолжим служить еврейскому народу и Эрец Исраэль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий