суббота, 9 августа 2014 г.

Густонаселенная Газа? Миф!


С Хаимом Елиным, главой регионального совета Эшколь, и генеральным инспектором полиции Йохананом Данино в приграничной зоне
 
Предлагаю вашему вниманию статью известного американского юриста, специалиста по международному праву Алана Дершовица, опубликованную на сайте Института политических исследований Gatestone 

Сколько раз вы слышали по телевизору или читали в газетах, что сектор Газа - "самый густонаселенный район в мире"? Бесконечное повторение этого утверждения, однако, не делает его правдивым. В секторе Газа есть плотно населенные районы, особенно город Газа, Бейт-Ханун и Хан-Юнес, но есть и районы с гораздо меньшей плотностью населения. Взгляните на карту Google Earth или на карту, составленную движением "Шалом ахшав":
 
 
Факт наличия в секторе Газа малонаселенных или почти не заселенных районов поднимает несколько важных нравственных вопросов. Во-первых, почему СМИ не показывают относительно пустынные участки в секторе Газа? Почему делают акцент  только на густонаселенных городах? Назову несколько возможных причин. В малонаселенных районах не велись военные действия, показывать их скучно. Но в том-то и смысл - показать области, из которых ХАМАС мог бы вести ракетные обстрелы и где мог бы прокладывать тоннели, но решил не делать этого. Или, возможно, причина того, что СМИ не показывают эти районы, заключается в том, что им не позволяет ХАМАС? Об этом тем более стоит написать.  

Во-вторых, почему ХАМАС не использует малонаселенные районы для запуска ракет и строительства тоннелей? Если бы он это сделал, жертв среди палестинского гражданского населения было бы значительно меньше, зато резко возрос бы риск гибели самих террористов.   

Именно поэтому ХАМАС выбирает наиболее густонаселенные районы, из которых можно стрелять и в которых надо копать. Разница между Израилем и ХАМАСом в том, что Израиль использует своих солдат для защиты своих граждан, в то время как ХАМАС использует своих граждан как прикрытие террористов. Именно поэтому большинством жертв среди израильтян были военнослужащие, а большинство жертв ХАМАСа – гражданские лица. Другая причина в том, что Израиль строит для своих  граждан убежища, в то время как ХАМАС строит бункеры только для своих террористов, преднамеренно добиваясь, чтобы большинство жертв составляли те, кто служит им живым щитом.  

Международное право однозначно считает использование мирных жителей в качестве живого щита военным преступлением. Никаких исключений из этого правила нет, как нет вопроса, в какой степени граждане были использованы в качестве живого щита, особенно в тех случаях, когда этому есть альтернатива. С другой стороны, международное право позволяет наносить удары по законным военным целям, таким, как пусковые ракетные установки и террористические тоннели, если число предполагаемых жертв среди гражданского населения не является несоразмерным важности военной цели. И здесь уже допустимо говорить о степени справедливости нанесения таких ударов, однако в тумане войны очень сложно рассчитывать на объективное суждение.  

С такой же ясностью закон квалифицирует ситуацию, при которой  преступник захватывает гражданина в заложники и использует его в качестве живого щита, под прикрытием которого стреляет в граждан или полицейских. Если полицейский открывает ответный огонь и убивает заложника, виновным в убийстве признают преступника, а не полицейского. Точно так же следует относиться и к ХАМАСу: он использует мирных граждан в качестве живого щита, и если подразделения Армии обороны Израиля вынуждены наносить по этому щиту удары, то ответственность за гибель мирных граждан несет ХАМАС.  

Третий вопрос нравственного свойства: почему Организация Объединенных Наций открывает убежища для палестинских граждан именно в тех густонаселенных районах, откуда стреляет ХАМАС?  Ведь если ХАМАС решил не использовать менее заселенные районы для запуска ракет и рытья тоннелей, ООН должна превратить именно их в убежища. Поскольку территория сектора Газа относительно небольшая,  гражданским лицам было бы просто добраться до этих безопасных районов. ООН должна объявить эти районы местностью, на которой военные действия не ведутся, и разбить на ней временные убежища, при необходимости – палатки для жителей густонаселенных городов и поселков. И не допускать, чтобы боевики ХАМАСа вели оттуда ракетные обстрелы или прокладывали там тоннели. Таким образом,  ХАМАСу было бы отказано в использовании граждан в качестве живого щита, а у Израиля не было бы причин наносить удары по этим "священным" объектам ООН. Конечным результатом было бы спасение жизни мирных граждан.  

Однако вместо этого ООН подыгрывает ХАМАСу, укрывая гражданских лиц прямо рядом с боевиками ХАМАСа, его ракетными пусковыми установками и его тоннелями. И после этого ООН и международное сообщество обвиняют Израиль именно в том, чего добивался от Израиля ХАМАС, а именно: убийстве мирных граждан, в том числе и в непосредственной близости к укрытиям ООН, хотя удары наносятся по террористическим объектам. Это циничная игра, в которую играет ХАМАС, но он не преуспел бы в ней без соучастия агентств ООН.  

Единственный способ гарантировать, что ХАМАС не будет вновь и вновь использовать стратегию живого щита в целях максимального увеличения потерь среди гражданского населения, таков: международное сообщество и особенно ООН больше не будут поощрять эту стратегию, в том числе на практическом уровне – посредством создания убежищ в густонаселенной местности. 

Международное право должно быть применено в отношении ХАМАСа – он должен быть наказан за совершение двух военных преступлений: использование своих гражданских лиц в качестве живого щита и ракетные обстрелы гражданского населения Израиля. Если порочная практика ХАМАСа будет пресечена, у Израиля отпадет необходимость реагирования на нее в целях самообороны.  

Применение законов войны только по отношению к Израилю не принесет никакой пользы, потому что любая страна, столкнувшаяся с ракетными обстрелами своего населения и атаками его из наступательных тоннелей, будет сопротивляться. Когда боевики и строители тоннелей прячутся за живым щитом, жертвы среди гражданского населения неизбежны, независимо от того, что ХАМАС преднамеренно подставляет под удар своих граждан, а Израиль действует крайне осторожно, пытаясь избежать большого количества жертв. 

Израиль сделал всё для того, чтобы свести к минимуму жертвы среди гражданского населения сектора Газа. ХАМАС сделал все от него зависящее, чтобы максимально увеличить число жертв среди своего гражданского населения. Сейчас Организация Объединенных Наций и международное сообщество должны сделать всё для того, чтобы стать частью решения, а не частью проблемы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий