среда, 21 мая 2014 г.

ФАТХ - ХАМАС: единство во имя коррупции


 
Уважаемые читатели, предлагаю вашему вниманию статью американского журналиста Джонатана С. Тобина - редактора Commentary Magazine. Приведенные автором факты дают дополнительную информацию к размышлению в свете вчерашнего выступления главы Политбюро ХАМАСа Халеда Машаля на конференции, посвященной "палестинской накбе". Выступая в столице Катара, Машаль, среди прочего, подчеркнул: несмотря на примирение с ФАТХом, ХАМАС продолжит бескомпромиссную борьбу с "захватчиками" до тех пор, пока "оккупации не будет положен конец". Высказывания главы политического руководства ХАМАСа лишний раз подтверждают правильность прогноза Джонатана Тобина, статья которого опубликована в Commentary Magazine под заголовком: "ФАТХ объединился с ХАМАСом  в целях сохранения коррупции".  


Соглашение о национальном единстве, заключенное между ФАТХом и ХАМАСом, уже приносит плоды, сообщает газета New York Times. Из пространной статьи, опубликованной в этом издании, явствует: в рамках усилий по реализации соглашения в продажу в секторе Газа стали поступать газеты, которые издаются на Западном берегу и в Иерусалиме. Аналогичным образом печатные издания, выходящие в свет в секторе Газа, где правит ХАМАС, теперь доступны в киосках в Палестинской автономии. Это хорошая новость для потребителей пропаганды, которую оба палестинских движения тиражируют в своих СМИ.

Между тем, гораздо больше корреспондента New York Times интересует застарелый спор по поводу того, что делать с убийством активистов ФАТХа членами ХАМАСа и наоборот. Специально созданная в ПА комиссия пытается добиться от ХАМАСа выплаты денежных компенсаций членам семей активистов ФАТХа, убитых в дни переворота летом 2007 года. Смертная казнь убийц интересует комиссию гораздо меньше. То же самое можно сказать и о семьях членов ХАМАСа, убитых активистами ФАТХа. Давление на те и другие семьи в целях признания  "примирения" приносит неоднозначные результаты: многие жители на Западном берегу и в секторе Газа воспитаны на культуре насилия, направленного главным образом против израильтян и евреев, и сосредоточены на мести, они не спешат с прощением, даже когда речь идет о братьях-палестинцах.

Эта динамика сыграет решающую роль и, в конечном счете, определит, сработает ли схема компенсаций в долгосрочной перспективе. Впрочем,  гораздо больший интерес для всего остального мира представляют еще два вопроса, которые окажут влияние как на шансы на мир с Израилем, так и на  готовность международного сообщества продолжить финансировать ПА. Первый вопрос: как объединить сотрудников "сил безопасности" от ФАТХа и ХАМАСа. Второй -  как платить в Рамалле и Газе палестинским "госслужащим", которые, впрочем, ни на какой на работе не появляются и ничего не делают.  

В то время как реформирование политики расходов ПА является ключом к какой-либо надежде на построение экономики для палестинцев, более актуальным является вопрос, что делать с избытком государственных служащих в Газе. В течение 7 лет, минувших с момента переворота, 70.000 (семьдесят тысяч!) госслужащих – активистов ФАТХа ежемесячно получали зарплату, не являясь на работу, так как они продолжали числиться чиновниками в секторе Газа. Между тем, 40.000 активистов ХАМАСа получают государственные зарплаты за ту же работу – сделанную или несделанную. Поскольку экономика на Западном берегу и в секторе Газа в значительной степени подпитывается за счет фонда зарплаты госслужащих, если кран будет закрыт для какой-либо из двух упомянутых групп, исполняющих (на бумаге!) одни и те же обязанности, это может привести к кризису и, в конечном счете, - к насилию.


Тот факт, что ХАМАС сумел обойтись всего 40.000 государственных служащих, в то время как ФАТХ создал 70.000 штатных единиц, не столько свидетельствует об эффективности организации труда исламистов, сколько указывает на крупномасштабную систему контроля, которая была введена  предшественником Махмуда Аббаса - Ясиром Арафатом. У ХАМАСа ничуть не больше шансов ожидать эффективной работы от 40.000 своих госслужащих, нежели у ФАТХа – от 70.000 своих. Но если ПА не найдет способ продолжить выплачивать зарплаты всем 110.000 (ста десяти тысячам!) "госслужащих", это станет главной  проблемой в секторе Газа. Семьи фиктивных чиновников, которые останутся без средств к существованию, – всего лишь верхушка айсберга.

И хотя по сравнению с борьбой, которую ведут с муниципальной бюрократией правительства  ряда американских штатов,  эта проблема кажется детской шалостью, следует признать, что именно эта коррумпированная модель является основой палестинской экономики. Коррупция на уровне правительства и нормы, единственное предназначение которых – позволить лидерам ПА набить деньгами свой карман, исключают нормальное экономическое развитие. 
 

Попытка бывшего премьер-министра ПА Салама Файяда провести реформы провалилась, потому что обе палестинские фракции – ФАТХ и ХАМАС были против этого. Единственное, что удерживает Западный берег на плаву, с финансовой точки зрения,- это деньги, пожертвованные Евросоюзом и США на зарплаты астрономического числа сотрудников всевозможных контролирующих органов ПА, хотя большинство из них в ответ на получение зарплаты палец о палец не ударят.

Таким образом, в то время как многие сторонники палестинцев на все лады нахваливают соглашение о единстве, де-факто обе фракции не только объединили усилия в целях срыва мирных переговоров, но это объединение также поможет остановить любое движение в сторону реформ и ускорения экономического развития. Ценой этого единства является ситуация, при которой ХАМАС не откажется от насилия и развязывания войны против Израиля войну. Следовательно, мир никогда не наступит. Это также означает, что тому самому международному сообществу, которому посредством жульничества, обмана и мошенничества был причинен ущерб на миллиарды долларов, осевшие в карманах лидеров ПА и членов их семей, теперь придется предоставлять те же услуги в еще большем объеме для обеспечения заработной платы террористов ХАМАСа.

К сожалению, вместо того, чтобы разоблачить трюк, который проделали палестинцы, Евросоюз объявил, что будет продолжать оказывать ПА денежную помощь. Как предсказал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу,  объединение означает, что ХАМАС и его террористы, скрываясь под маской бюрократов ПА, продолжат действовать в целях разжигания насилия, а заодно будут получать от Запада деньги на терроризм.  

Такое развитие событий должно стать для американских законодателей сигналом, что сейчас самое время для практического применения Закона о борьбе с палестинским терроризмом 2006 года. Этот закон обязывает прекратить  американскую помощь палестинцам в том случае, если ХАМАС станет неотъемлемой частью властных структур ПА. 
 

Любые попытки отложить применение Закона из-за тщетных усилий администрации Обамы по оживлению мирного процесса, который был мертв еще в тот день, когда ФАТХ и ХАМАС взялись за руки, приведут к тому, что американским налогоплательщикам придется оплачивать палестинских "госслужащих-невидимок", число которых резко возрастет. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий