Для старейшин эфиопской
общины, основавших в окрестностях города Кирьят-Гат ферму Атхалит, серые пупырчатые лепешки были в
"прошлой" жизни чуть не единственной доступной едой. Чего только не
пережили эти люди (лица многих изборождены глубокими морщинами, из-за чего
возникает впечатление, что матери до сих пор проливают слезы по сыновьям и
дочерям, с которыми судьба разлучила их 30 лет назад).
Первая операция
"Моше" (Моисей"), в рамках которой из Судана в Израиль
несколькими партиями доставили 8000 эфиопских евреев, была проведена в 1984
году. Ситуация, сложившаяся в Эфиопии, требовала безотлагательных действий. В
1983-84 годах после гражданской войны и грянувшего вслед за ней голода тысячи эфиопских
евреев пешком – с малыми детьми на руках и жалкими пожитками - добрались до
северной оконечности страны и перешли границу с Суданом. 4000 человек погибли в
горах. В ответ на неслыханную дерзость – чтобы не допустить массового перехода
границы - власти Эфиопии провели карательную операцию "Красная
звезда".
К лету 1984 года ситуация стала
нетерпимой: спецслужбы Эфиопии без суда и следствия резали евреев, обвиняя их в
сотрудничестве с эритрейскими сепаратистами. Премьер-министр Израиля Ицхак
Шамир понимал: спасение темнокожих еврейских беженцев – нравственный долг
правительства Еврейского Государства, но самолетов наших ВВС не хватит для
того, чтобы быстро и эффективно проложить воздушный мост Хартум – Лод. В
авральном порядке при поддержке Мосада, где Шамир прослужил много лет, был
разработан альтернативный план эвакуации. Агенты разведывательной службы и
офицеры военно-морских сил тайно пробрались в Судан и Эфиопию, чтобы вывести группы
евреев к суданскому побережью Красного моря, откуда их эвакуировали на ракетных
катерах. Заходить в порты иностранных государств было опасно – впервые в
истории Израиля катера дозаправлялись прямо в море от танкеров.
В Израиль удалось переправить от 14 до 18 тысяч эфиопских евреев, 1500 из них – дети и подростки, родителям которых не удалось добраться до сборных пунктов на юге Судана. Впервые изголодавшихся полуживых беглецов накормили на борту военных катеров. Дети с удивлением наблюдали, как ловко открывают израильские моряки консервы и целлофановые пакеты с виноградным соком. Среди пассажиров катеров были беременные женщины – роды приняли военные врачи, офицеры-резервисты ЦАХАЛа.
Тем временем информация о беспрецедентно дерзкой операции "сионистского врага" просочилась в арабские СМИ. Советский Союз и Судан отреагировали на нее резкими антиизраильскими выпадами. Операцию "Моше" пришлось прервать на самой пронзительной ноте.
Трагедия разразилась позже, когда стало ясно, что найти в Эфиопии родных многих репатриантов, в том числе детей, не представляется возможным. Многие семьи оказались раздробленными. Семь лет подряд матери проливали слезы, будучи уверенными, что больше никогда не увидят своих сыновей и дочерей.
- В таких мазанках мы жили в эфиопских
деревнях и ежедневно, ежечасно, ежеминутно, 24 часа в сутки молили Всевышнего о
восхождении в Эрец Исраэль, на Землю Обетованную, - говорит Моше Соломон,
молодой отец шестерых детей, глава общины, основавшей в непосредственной
близости к жилым кварталам Кирьят-Гата уникальную многоотраслевую ферму. – Я впервые
ступил на эту землю в 1991 году, за что безмерно благодарен Ицхаку Шамиру, светлая
память. Дети многих из нас – сабры, родились и растут в Израиле. Повзрослели,
отслужили в армии, учатся в колледжах и университетах… Именно ради того, чтобы наши сыновья и дочери
знали, какие невообразимые трудности пришлось пережить родителям, бабушкам и
дедушкам, чтобы вернуться после тысячелетий изгнания в Эрец-Исраэль, мы решили
восстановить в первозданном виде типичную эфиопскую мазанку и создать на ферме
своеобразный очаг своей культуры и быта.
В ближайшее время круглая мазанка
заживет своей жизнью: ее обитатели займутся теми же ремеслами, мастерами
которых были евреи в Эфиопии: гончарное дело, резьба по дереву...
Впрочем,
самым распространенным "ремеслом" среди представителей старшего
поколения эфиопских евреев испокон веков было земледелие. Ферма Атхалит, под
которую министерство сельского хозяйства выделило в свое время участок земли, не просто воспроизводит традиционную
для выходцев из Эфиопии отрасль, но является единственным источником заработка
для представителей старшего поколения репатриантов - тех, кто 30 лет назад смотрел
смерти в глаза на юге Судана. Части из них так и не удалось овладеть ивритом –
разве что Тору читают бегло, но объясниться с потенциальными работодателями не
могут, а значит – не в состоянии устроиться на работу в городе. Что же касается
земледелия, то в этом искусстве старожилам из Эфиопии нет равных: на ферме
Атхалит выращивают несколько сортов сладкого перца, огурцы, ароматные специи…
Возносятся в бездонное лазурное небо слова молитвы. В Эфиопии евреи повторяли ее три тысячи лет, страстно мечтая вернуться в Иерусалим, откуда Менелик Первый, сын царя Соломона и царицы Савской, после помазания в Храме на царство отбыл на родину - в Сабу на юге Аравийского полуострова. Сопровождал Менелика, согласно источникам, сын первосвященника Цадока и 12 старейшин с членами своих семей. Вот почему эфиопские евреи считают себя потомками иерусалимской знати.
Мезуза прибита. Почтенные старцы переступают порог нового общинного дома.
- Где Лакия? – спрашивает тем временем Моше Соломон.
А вот и она: скромная женщина с лучезарной улыбкой. В Израиле Лакия стала выдающимся художником. Ее работы экспонировались на персональной выставке, но воспитание и традиция – превыше таланта: подобно большинству эфиопских женщин среднего возраста, Лакия предпочитает держаться в тени.
- В рамках проекта "Атхалит" Лакия создала Центр эфиопского национального искусства, - сообщает Моше Соломон. – На мой взгляд, наша община - самая сплоченная из всех существующих в Израиле. Зиждется наш генетический коллективизм на трех столпах: если кто-то скончался – на похоронах собираются все члены общины. То же касается свадеб: радость мы делим со всеми. Точно так же принимаем приехавших издалека гостей – всем миром. Именно таким – сплоченным, дружным, сильным в единении нам представляется и народ Израиля.
Члены общины собираются под
тентом, где состоится по-спартански скромная церемония: основатели фермы Атхалит решили
присвоить ей имя Ицхака Шамира, одного из лидеров подпольной освободительной
организации ЛЕХИ, бесстрашно сражавшегося с британскими властями и сосланного
(гримаса истории!) в Эритрею вскоре после рождения своего первенца Яира. Вернуться
из ссылки Ицхак Шамир смог лишь в 1948 году после провозглашения государства
Израиль.
Яир Шамир сказал: министерство сельского хозяйства совместно с Поселенческим отделом Всемирной сионистской организации (ВСО) поддержит кирьят-гатских фермеров во всех их начинаниях.
- С тех пор, как меня
назначили министром, я еженедельно по вторникам отправляюсь в рабочую поездку в
разные, в том числе наиболее отдаленные уголки страны, чтобы познакомиться с
хозяйствами и побеседовать с фермерами без посредников, - рассказал Яир Шамир. –
Часто к этим поездкам присоединяется председатель Поселенческого отдела ВСО
Дани Кричман. Встречаемся с земледельцами, говорим открыто и откровенно. Нередко на нас
обрушиваются не просто с критикой, но и с криком. Совершенно иная атмосфера
здесь: молодые репатрианты, выросшие в Израиле и отслужившие в армии, сознательно
решили стать земледельцами, хотя работа эта отнюдь не из легких. Я
удостоверился, что трудитесь вы не только с ангельским терпением, но и с огромной любовью. Вы преуспеете – уверен.
Ведь подлинная красота еврейского народа заключается в нашей непреходящей,
вечной, всепобеждающей любви к Эрец Исраэль. Вы растрогали меня до глубины
души. Я горжусь тем, что являюсь представителем народа, сильного духом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий