27 декабря исполнится 100 лет с момента первой
посадки самолета в Эрец-Исраэль. Предлагаю вашему вниманию репортаж, опубликованный в "Мастерской" доктора Евгения Берковича.
- Французский аэроклуб инициировал первый в
истории всемирного воздухоплавания перелет из Парижа в Каир, - рассказывает Дан
Мокеди, основатель Музея истории израильской авиации – авиа-галереи, расположенной
в окрестностях Хадеры в заповеднике Хоф ха-Боним. – В соревнованиях участвовали
три экипажа. Пилоту, который первым совершит посадку в Каире, был обещан приз
размером полмиллиона франков.
Победителем стал 32-летний француз Жюль
Ведрин. Свой перелет он совершил ровно через 10 лет и 10 дней после того, как
братья Райт впервые в истории человечества преодолели земное притяжение и поднялись
в небо.
Жюль Ведрин, однако, совершил вынужденную
посадку.
- Согласно изначальному плану, он должен был
посадить самолет в районе первой в еврейском ишуве сельскохозяйственной школы
"Микве Исраэль", но в декабре
быстро темнеет, и пилот сбился с курса, - уточняет Дан Мокеди. – К тому же
возникла проблема с одним из колес допотопного шасси – вот и пришлось посадить
самолет в пески к северу от Яффо – в том самом месте, где сегодня находится "Тахана"…
В "Микве Исраэль" Ведрина ждали не
только взволнованные сотрудники французской дипломатической миссии в Палестине,
но и многочисленные еврейские первопоселенцы, однако проказница удача от них
отвернулась.
Лишь спустя несколько дней - 31 декабря 1913
года другой французский пилот – Марк Бонье благополучно посадил двухместный самолет
Nieuport II-а в районе Американской колонии в Иерусалиме, после чего направил Папе римскому
в Ватикан прочувствованную телеграмму.
Сотрудники французского консульства в
Палестине устроили пилоту и механику пышный прием, на котором была исполнена "Марсельеза".
Трудно поверить, но в музее на Хоф ха-Боним
экспонируется мотор одного из самолетов, построенных в начале 20-го века!
- Не так давно мы с внуками побывали в Музее
Эрец Исраэль на выставке, приуроченной к 100-летию израильской авиации, -
замечает министр сельского хозяйства и развития аграрных районов Яир Шамир. -
Вел экскурсию один из ветеранов национальной авиакомпании "Эль Аль" –
такой же военный пилот, как мы с вами.
В военно-воздушных силах Армии обороны Израиля
Мокеди пилотировал F-16, был заместителем командира эскадрильи. Выйдя на гражданку, он решил поведать
соотечественникам историю израильской авиации, но сделал это по-своему:
объездив полмира в поисках "вещественных доказательств", Мокеди нашел
и привез в Израиль небесных
"динозавров".
- Этот самолет я обнаружил в Сан-Диего, штат
Калифорния, - говорит Дан, указывая на один из экспонатов музея.
Доставляют в Израиль архаичные самолеты в
контейнерах в разобранном виде: на первый взгляд – ржавые запылившиеся
запчасти, не имеющие никакой ценности. Затем в ангаре авиа-галереи начинается
работа: реконструировать самолет, поднявшийся в воздух 70-80 лет назад, - всё
равно что построить хитроумное сооружение из деталей конструктора Lego.
Гиват ха-Море, 1943 год: пионер израильской
авиации Дани Шапира проводит инструктаж с Иегудой Ха-Шимшони, который вот-вот
поднимется в воздух на 30 секунд
Яир Шамир прослужил в израильских ВВС 25 лет
вначале пилотом, а затем командиром и
начальником Управления, которое ведает электроникой. В этом году у Шамира тоже
юбилей: 50 лет с того волнующего, незабываемого дня, когда он стал рядовым израильских военно-воздушных
сил. Подобно многим своим ровесникам, страстно мечтавшим обрести крылья и
взмыть в небо над Иерусалимом, Яир еще в школьные годы досконально изучил
историю мировой авиации, а кое-какие самолеты, экспонирующиеся в музее на
берегу Ха-Боним, он пилотировал.
1960-й год, Франция. Пилот израильских ВВС Дани
Шапира готовится совершить полет на французском самолете "Мираж"
номер 001
В первые годы службы в ВВС Яир Шамир стал
свидетелем зарождения отечественной авиационной промышленности: после
блистательной победы ЦАХАЛа в Шестидневной войне Франция бойкотировала
"израильских агрессоров" и перестала поставлять Еврейскому
Государству самолеты. В те годы молодой пилот Яир Шамир вряд ли мог
представить, что пройдет время – и он не только возглавит израильский концерн
авиационной промышленности, но и выведет этот гигант на качественно новый
уровень. В 2005 году, когда Шамир вступил в должность председателя Совета
директоров, чистая прибыль концерна составляла 2 млн. долларов
США, в 2006 году достигла 130 млн., а к
2010 году выросла до 94 миллионов! Под руководством Шамира концерн вышел
на российский рынок, занял лидирующие позиции в отрасли производства
беспилотников и осуществил четыре успешных запуска спутников в космос.
Сейчас Шамир взял курс на такую же тихую
революцию в аграрной отрасли. Чтобы разобраться "изнутри", какие
проблемы больше всего тревожат фермеров, он каждую неделю совершает рабочую
поездку по разным регионам – от Голан на севере до южной оконечности пустыни
Арава. Сегодня, к примеру, фермеры и кибуцники, чьи хозяйства расположены на
территории регионального совета Хоф ха-Кармель, выразили возмущение тем, что
они продают посредникам и крупным торговым сетям отборные помидоры и огурцы по
1,4 шекеля за килограмм, а в супермаркетах потребители вынуждены платить за
выращенные ими овощи и фрукты 6-8 шекелей.
Незаметно для участников спонтанной экскурсии
(в музей министр заскочил по окончании рабочей поездки в кибуц Мааган Михаэль и
встречи с фермерами) рассказ Дана Мокеди плавно трансформируется в диалог двух
бывалых офицеров ВВС, не раз смотревших смерти в глаза.
- Вот самолет, за которым Дову Озу пришлось отправиться
в Великобританию, - говорит Дан Мокеди. – Неделю назад мы получили лицензию,
позволяющую совершать на нем полеты. В наши дни за штурвал этого музейного
экспоната с несказанным удовольствием садятся молоденькие пилоты.
- Знакомая машина, - загадочно улыбается Яир
Шамир.
1946 год, Дани Шапира: "Первым делом,
первым делом самолеты, ну, а девушки, а девушки потом"
- Евгений, - окликает Дан Мокеди одного из
своих сотрудников, - заводи! Этому самолету почти 80 лет. В свое время его
возможности считались неограниченными: разведчики проводили с его борта аэросъемку,
но в то же время его использовали и для бомбардировок.
Заводится мотор лишь после того, как механик дважды
вручную крутанет пропеллер.
- А вот (пройдемте, пожалуйста, в ангар) –
самолет, на котором легендарный израильский пилот Дани Шапира налетал первые 17
часов. 31 апреля 1939 года в Эрец-Исраэль завершился первый в истории
еврейского ишува летный курс. "Крылышки" выпускникам вручил верховный
представитель Великобритании в Палестине. Единственным выпускником этого курса,
впоследствии служившим в израильских ВВС, был Биньямин Кахане.
- Замечательный был пилот... - откликается Яир
Шамир.
Сотрудники авиа-галереи поставили перед собой
цель отремонтировать старые самолеты, чтобы
на них можно было летать. Среди прочих, дожидается своего часа сирийский
самолет, сбитый бойцами нашей противовоздушной обороны на Синае.
- Ремонтировать его, впрочем, мы не спешим: вначале
нужно заново собрать отечественные самолеты, - говорит Дан Мокеди, - чтобы
школьники и молодые бойцы ЦАХАЛа получили возможность соприкоснуться с историей
израильских ВВС.
Если вы мечтаете совершить уникальное
путешествие в прошлое еврейского ишува, лучшая "машина времени",
конечно же, - самолет! И даже если не каждый решится взмыть в небо над Хадерой
на каком-нибудь музейном экспонате с угрожающе урчащим мотором, дух романтики,
героизма и дерзкой мечты еврейских первопроходцев (им насквозь пронизана атмосфера
музея!) гарантирует вам мощный заряд энергии.
Прежде, чем отправляться в авиа-галерею на Хоф
ха-Боним, позвоните в музей по номеру 1-700-70-20-24 и узнайте, в какие часы он
открыт для широкой публики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий