среда, 10 апреля 2013 г.

Израильские яблоки для сирийцев: вид на войну и мир с КПП «Кунейтра»



9 апреля мы с ведущими сотрудниками министерства сельского хозяйства побывали на Голанах. Предлагаю вашему вниманию репортаж с этой деловой поездки, опубликованный в журнал-газете "Мастерская".

Главная перемена, которая бросается в глаза на КПП «Кунейтра», - высоченный металлический забор, начиненный сверхчувствительными датчиками.


- Его сооружение ведется ударными темпами, - говорит Эли Малка, председатель регионального совета «Голаны».

- Главное – это происходящее за забором… – замечает министр сельского хозяйства Яир Шамир.

- В последние месяцы ситуация резко ухудшилась, театр военных действий придвинулся вплотную к нашим населенным пунктам, - констатирует Малка. – Во всей прилегающей к границе зоне подразделения регулярной армии Асада  вытеснены повстанцами-«джихадистами», среди которых немало боевиков «Аль-Каиды».    

Шамир, полковник ВВС с 25-летней выслугой, говорит с ветераном-танкистом Малкой на языке армейских кодов. В дни Войны Судного дня, когда опытный (за плечами – Шестидневная война) пилот Шамир осуществлял авиаудары по подразделениям египетских войск на Синае, Малка (на тот момент – молоденький танкист) сражался с врагом на Голанах. Для него Долина слез – не просто «точка» на каменистом плато, но – судьбы сослуживцев-танкистов. Молодые жизни, оборвавшиеся на полуслове после того, как в объятом пламенем подбитом танке навсегда замолчала рация.

Нет, сегодня – в день первой поездки министра по северу - недопустимо дать волю чувствам. Визит на Голаны ведущих специалистов минсельхоза носит сугубо деловой характер: в ходе встреч с земледельцами и фермерами формулируются первостепенные задачи, решить которые, впрочем, можно только на государственном уровне.

С утра министр посетил предприятие «Шоам» по сортировке и упаковке цитрусовых, потом - молочную ферму в поселке Гиват Йоав, а сейчас приехал на КПП «Кунейтра» с одной-единственной целью: удостовериться, что отправка яблок в Сирию  продолжается. Ведущиеся в паре километров отсюда бои между повстанцами и сторонниками Асада – это чужая война. По крайней мере – пока…


- Добрый день! – приветствует министра и специалистов минсельхоза офицер ЦАХАЛа, ответственный за охрану пограничного перехода. – В ближайшие минуты еще один грузовик с выращенными на Голанах яблоками пересечет границу.


За рулем большегрузного трейлера – сотрудник Международного Красного Креста. 


Улыбчивые филиппинцы – наблюдатели международного контингента ООН - на территорию Сирии больше не въезжают даже в таких гуманитарных целях, как доставка витаминов гражданскому населению. 


После инцидента, в ходе которого повстанцы захватили в заложники 21-го филиппинца, прекращено и патрулирование демилитаризованной зоны, отделяющей сирийскую часть Голан от израильской. Сейчас вся надежда наблюдателей ООН – на особо чувствительные датчики, которыми напичкан забор. А в еще большей степени – на бойцов ЦАХАЛа, которыми командует встретивший министра офицер. 


- До сих пор нам удалось доставить в Сирию 5 тысяч тонн яблок, - сообщает один из сотрудников минсельхоза.

Экспорт сельхозпродукции во вражеское государство – задача деликатная и отнюдь не простая. Чтобы получить разрешение на доставку в Сирию яблок, выращенных проживающими на Голанах друзами, требуется разрешение  министерства главы правительства, минобороны и минфина. Минсельхоз в этой цепи – последняя инстанция. Лет 7 назад, когда режим Асада казался столь же прочным, как выросшие в Маждаль-Шамсе яблони, друзы добились разрешения на продажу ароматных плодов своим родным, оставшимся в Сирии. Ни с какими межгосударственными договорами и денежными расчетами отправка в Сирию яблок, шокировавшая многих израильтян, не связана: сирийские друзы в частном порядке переводят своим родным на Голанах деньги, вырученные от продажи.


- С октября прошлого года тысячи тонн яблок хранились в холодильниках на разных предприятиях Голан и Галилеи, а несколько дней назад началась их отправка в Сирию, - объясняет офицер. - Наш комдив и командующий Северного военного округа придают операции по доставке в Сирию яблок особое значение: на фоне ведущейся там  гражданской войны ЦАХАЛ обеспечивает осуществление чисто гуманитарной акции.

Тяжелые железные ворота открываются медленно, будто с опаской, и пропускают грузовик с алым крестом на территорию КПП. Вместе с министром впустили сюда на пару минут и журналистов.


Вот где ощущаешь на каком-то физиологическом, клеточном уровне, до какой степени раскалена атмосфера на северной границе: вместо традиционного киоска – «достопримечательности» почти каждого пограничного перехода – здесь сооружена укрепленная огневая точка. На случай, если сирийские повстанцы снова ошибутся при наводке или намеренно выстрелят по нашей территории. 


Сколько «шальных» снарядов взорвалось за последние пару месяцев на территории поселка Элоней ха-Башан и в других населенных пунктах Голанского плато?..

- Зато танкам въезжать в демилитаризованную зону категорически воспрещено, - уточняет Эли Малка.

- Однажды они все-таки вторглись, несмотря на запрет, - напоминает Яир Шамир.

- Да, - подтверждает Малка. – Но всего один раз, в будущем ЦАХАЛ не допустит повторения того инцидента.

- Господин министр, как вы оцениваете ситуацию на границе с Сирией? – обращаюсь я к Яиру Шамиру.



- Затишье перед бурей, - отвечает министр. – Именно поэтому – не дожидаясь нового витка эскалации напряженности – правительство оперативно приняло меры, направленные на обеспечение безопасности жителей Голан и всего северного региона и в экстренном порядке приступило к сооружению разделительного забора. На фоне «арабской весны» и гражданской войны в Сирии сторонникам формулы «мир в обмен на территории» стало ясно, какой катастрофой чревато для Страны отступление с Голан. Что касается меня, то моя позиция по вопросу территориальных компромиссов известна и остается неизменной: Голаны, Иудея и Самария – наша земля. В первую поездку со специалистами минсельхоза я отправился именно на Голаны, потому что убежден: для того чтобы эта земля навсегда осталась нашей, мало отвоевать ее на полях сражений – нужно заселить и возделывать каждую ее пядь! Укрепление поселенческого движения – первостепенная задача нового правительства, причем важна она ничуть не меньше, чем наращивание военной мощи Израиля. В нашем регионе земледелие – синоним безопасности.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий